Musicbox - Современная музыка и культура
Контактные данныеICQ: 9344857
E-mail: muzykanassviazala@mail.ru
Телефон: +7 (915) 148-31-71
Артист России Юрий Назаров
Народный артист России Юрий Назаров, которого Андрей Тарковский называл самым русским актером на свете, приехал чтобы поговорить о новой трагикомедии Юрия Грымова "На ощупь", однако речь пошла о Сталине и Абрамовиче.

Вот, привел тут одного, - показывая мимоходом на меня, Юрий Назаров улыбается вахтерше Дома кино, в котором мы договорились встретиться, и бодрым шагом устремляется на второй этаж. Устроившись за одним из столиков просторного буфета, Назаров с уговорами соглашается на чашку зеленого чая. Отхлебнув, он снова улыбается и глядит на меня, кажется, в некотором нетерпении. - Юрий Владимирович, вы вот у Грымова снялись...

Знакомое сочетание звуков. А вот лица не припоминаю. Кто это? Видно, что актер интересуется искренне, безо всякой скрытой иронии. Ничего удивительного в этой забывчивости нет, ведь на его счету около двух сотен картин, и даже теперь, в свои семьдесят три, он не прекращает активной кинодеятельности. Это режиссер фильма "На ощупь", еще вы играете. -Ах да, масюсенький такой эпизодик в темной комнатушке. - Официально это и есть повод нашей встречи.

Очень приятно. Но вообще говоря, Юрий Владимирович давно ощущает себя городским сумасшедшим. Назаров смотрит торжествующе и в явном ожидании вопроса - почему. Получив его, он слегка наклоняется, но не понижает голоса. - Потому что все, что у пас сегодня проповедуется, я воспринимаю как ложь, бред и предательство. Могучее предательство. Этот внезапный поворот в самом начале разговора, который должен был стать беседой о месте Назарова в искусстве, вполне соответствует творческой биографии артиста.

Проведя послевоенное детство в Новосибирске и поступив в Щукинское, а затем Щепкинское училище, первые свои роли Юрий Назаров сыграл больше полувека тому назад в картинах, посвященных Великой отечественной войне и, хотя служить в советской армии ему так и не пришлось, по собственным словам, "провоевал всю жизнь на экране". Актер, не встречая возражений и, очевидно, не собираясь их дожидаться, продолжает развивать свою мысль.

Вот кого ни возьми, хоть государя нашего императора Николая II. Никакой он не император. Он же отрекся, так что он частное лицо. И ведь будучи верховным главнокомандующим, он отрекся во время военных действий! Это называется, извините, дезертирство. И наша православная церковь, представьте себе, возводит его в статус святых. А пионеров, комсомольцев, молодогвардейцев, Зою Космодемьянскую, Валю Котика, Зину Портиову - сколько этих детей, которые жизни положили задруги своя! Их не канонизируют.

Большое пространство буфета скрадывает громкий голос Назарова, так что немногочисленные посетители за соседними столиками, увлеченные собственными делами, не обращают внимания на то, как Юрий Владимирович с жаром рисует бедственное положение страны, позабывшей своих настоящих героев. От них он переходит к усопшему философу Юрию Петухову, книги которого были запрещены судом из-за их экстрсмистско-ксенофобского содержания. Назаров демонстрирует мне их ксерокопии с собственными пометками на полях. - Юрий Владимирович, вы верите в мировую закулису?

Не знаю, во всяком случае, я своими ушами слышал замечательную фразу по телевизору: "Цивилизованный мир во главе с Соединенными Штатами и Израилем". Вот до чего мы договорились! Темы предательства и героизма тесно переплелись не только в мыслях, но и в творчестве актера. В знаменитом "Андрее Рублеве" Тарковского он сыграл коварного князя, обманом проведшего татар в русский город. Но уже в "Зеркале" "отыгрался" в роли контуженного физрука, накрывающего своим телом готовую вот-вот разорваться гранату.

Еще со школы я знал, что гнуснее, мерзею предательства ничего быть не может. А сегодня у нас столько предательств! Снимаются целые фильмы, где главный герой - предатель. - Как например? - Дали тебе в руки пистолет - ты застрели первого попавшегося врага или сам застрелись. А он стреляет в товарища своего. Но Господь смилостивился, потому что он так удачно выстрелил, что товарищ упал и тем самым спасся. Да как бы он ни спасся, герой-то сукин сын! С моей пионсрско-комсомольско-коммунистической точки зрения.

Еще в молодые годы Назаров был строгим юношей. Не считая актерскую карьеру вполне серьезным для себя занятием, он уходит из Щукинского училища и ездит по стране, пробуя себя то на строительстве железнодорожных мостов, то в качестве молотобойца. Не сумев все же преодолеть тягу к актерству, Назаров возвращается к учебе, но до тридцати пяти лет, по собственному признанию, мучается сомнениями в правильности выбранного пути. Возможно, тут и лежат корни настороженного отношения Юрия Владимировича ко всему, что касается искусства. - Я убежден, что без идеологии искусства быть не может, - актер решительно допивает свой чай. - Что же в таком случае делать с "Черным квадратом"?

А это охмуряловка, чтобы не сказать крепче. - Значит, будь ваша воля, вы б его в окошко? - Нет, отчего, можно и до помойки донести. Один сукин сын - кстати, коммунист, но и среди них придурков хватает - очаровательное выдумал оправдание. Я, говорит, не могу как Рембрандт, и это меня украшает. А вот как Малевич мог)' - и это меня возвышает. Во все продолжение разговора Назаров демонстрирует не только подобную четкость мысли, но и подкупающую простоту старорежимного подхода ко всем сторонам жизни. - У меня все ясно: как завещали Маркс, Ленин, Сталин. И все складывается!

Вы снимались у великих мастеров. Что же после этих лет и этих лепт доставляет вам удовольствие от работы в современном кино? - Знаете, как в "Весне" Раневская спрашивает Плятта: "Что тебе во мне нравится?" Он отвечает: "Жилплощадь!" (Смеется.) В кино деньги платят иногда. Очень нерегулярно. И потом, я выбираю то, за что мне стыдно не будет. У меня, кроме совести, ничего и нет. В качестве примера Назаров пересказывает сценарий одного из фильмов, в которых он наотрез отказался появиться. Советский Союз с целью завоевания мирового господства решил вывести нового универсального солдата, скрестив гориллу и самку человека.

Юрию Владимировичу предложили роль смотрителя, который следит "за этими обезьянами, которые наших баб огуливают". - Раньше жить было как-то праведнее. Я недавно попросился в фильме "Воробей" на маленькую роль деда, который сидит себе и молчит. А потом говорит, что стыдно ему за страну. Мне эта роль очень понятна. Потому что стыдно мне за нашу страну постоянно.

И я буду говорить об этом, пока меня не упрячут в сумасшедший дом! Юрий Владимирович, вы же понимаете, что никто этого не сделает. - Как же! Сегодня свобода - самая жуткая брехня. Столько передач по телевизору, а скажите мне, есть там хоть немного научного коммунизма?

Вы думаете, кто-то будет про это смотреть? - Конечно, кому правда-то нужна! "Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман". Кого сейчас возвышает этот обман? Про Сталина у нас вечно врут, а ведь это был великий полководец и человек. Перегибы, конечно, случались, но он-то лично никого не расстреливал. А вот еще, говоря т, у Абрамовича восемнадцать миллиардов долларов.

Мы даже представить не можем, что это такое. Мне объяснили как-то, что в шестидесяти восьми годах только два миллиарда секунд. Это нас, старых идиотов, надо девять штук собрать, чтобы по прожитым секундам мы сравнялись с честно заработанными долларами Романа Абрамовича! А если бумажками взять, стодолларовыми купюрами, то это шестнадцать тонн и два центнера.



смотреть кино для взрослых