Musicbox - Современная музыка и культура
Контактные данныеICQ: 9344857
E-mail: muzykanassviazala@mail.ru
Телефон: +7 (915) 148-31-71
К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Предпринимательство

Существующая система управления муниципальным хозяйством недостаточно эффективна в организационном, экономическом и производственно-техническом аспектах.

Объектом муниципального управления является территориальное хозяйство в городах, районах и т.д., включающее производственную и социальную сферу экономики. Социальная инфраструктура муниципальных образований охватывает жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт, связь, спорт, здравоохранение, торговлю, общественное питание, образование, учреждения культуры и отдыха и т.д. Чем многообразнее и сложнее в том или ином муниципальном образовании хозяйство, тем большее значение приобретает комплексная увязка всех отраслей производственного и непроизводственного характера. Особые сложности связаны с развитием производственной инфраструктуры, где сочетаются отраслевые и территориальные интересы.

Крайне медленное решение острых проблем в значительной степени обусловлено неэффективной системой управления территориальным развитием. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года лишь раскрывает общие принципы местного самоуправления и для радикального действия требует разработки конкретных нормативных документов, содержащих механизм системы самоуправления, финансово-бюджетный механизм муниципальных образований.

В особо тяжелом положении находятся регионы с высокой концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ, а также наиболее зависимые от поставок продовольствия, сырья, продукции производственно-технического назначения, т.е. имеющие ограниченные способности самообеспечения и саморегулирования.

Местное самоуправление несет на себе признаки как государства, так и хо-зяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по определению понятия муниципального хозяйства.

В результате произошедшей приватизации, передачи имущества в муниципальную и областную собственность формируются муниципальное хозяйство и муниципальная собственность, включающая в себя большое многообразие основных и оборотных средств. Поэтому в настоящее время возникает проблема поиска эффективного механизма управления муниципальной собственностью с позиций институционального подхода, имеющей бинарную природу и проявляющейся как форма общественной собственности, представляющая отношения между субъектами территориально локализованной экономической природы для ее ресурсного обеспечения и непрерывного функционирования, и как рыночный институт, обеспечивающий экономическую динамику территориально локализованных систем (регионов) в рамках критериев доходности, эффективности и экономической устойчивости.

Одним из трудных вопросов в управлении муниципальной собственностью является совершенствование структуры управления и финансово-экономического механизма для эффективной работы предприятий ЖКХ - одной из наиболее важных отраслей местного хозяйства, относящейся к социальной сфере. Некоторые ученые называют муниципальную собственность «местной» или «коммунальной».

Начиная с 1991 г., по решению Правительства РФ с целью освобождения отечественного товаропроизводителя от непроизводственных затрат объекты ЖКХ и социальной сферы стали передаваться, а кое-где просто «сбрасываться» в собственность муниципальным образованиям, зачастую без материальной базы, кадров, с долгами и, самое главное, с нищими плательщиками и при практически полном отсутствии бюджетного финансирования. Муниципализация жилищно-коммунальной сферы происходила в тот период, когда эта сфера во все большей степени становилась дотационной, поскольку тарифы на жилищно-коммунальные услуги не были затронуты в процессе либерализации цен. Потребности региональных и муниципальных бюджетов частично учитывались в рамках межбюджетных отношений (выравнивание бюджетной обеспеченности через механизм трансфертов из фондов финансовой поддержки регионов), однако в условиях острого бюджетного кризиса это не могло существенным образом повлиять на достаточность и устойчивость бюджетного финансирования. Зачастую федеральный бюджет свои обязательства в этой части перед регионами и сейчас выполняет с опозданиями.